Адаптация ребенка к детскому саду
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Как правило, до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, - она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребёнок далеко не всегда может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Если ребёнок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребёнка на непродолжительное время и в зависимости от поведения ребёнка это время постепенно увеличивать.
Что дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения. И в первую очередь общения со сверстниками. Поскольку начиная с трехлетнего возраста, ребенок нуждается в общении с другими детьми. А опыт общения с воспитателями поможет ему в дальнейшем избегать трудностей в общении с учителями.
Ребенок узнает, что, помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться. В детском саду дети более четко усваивают, что есть определенные правила «человеческого общежития» и учатся соблюдать их. В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. С ним проводятся специальные занятия — лепка, рисование, пение, аппликация, конструирование, развитие речи, физкультура, ознакомление с социальной действительностью, основы математических представлений и т.п., которые действительно способствуют развитию ребенка. К тому же на этих занятиях ребенку часто бывает по-настоящему интересно.
Одним
из несомненных плюсов посещения детского сада является
приобретение самостоятельности. Приучение к ежедневной зарядке,
наведению порядка после игры — посильная помощь не только маме, но и
себе самому. Немаловажны и приобретаемые ребенком навыки
самостоятельного одевания и раздевания, которые прививаются
буквально через четыре месяца пребывания в детском саду.
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ
По длительности выделяют три вида адаптации:
Легкая адаптация: от 8 до 16 дней.
У ребенка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает есть.
Настроение преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.
Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам
прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к
детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к
окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии
взрослых. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.
Адаптация средней тяжести: от 17 до 32 дней.
Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.
Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.
Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при
расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное,
но может быть и заинтересованным
Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.
Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без
осложнений. Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость,
тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение
1,5 – 2 недель. Адаптация тяжелой степени: от 32 и болеее дней. Ребенок
плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается
со слезами. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий
отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула,
бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно
плачет. Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания
в ДОУ. Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное,
лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает
общения, сторониться или проявляет агрессию. Речь не использует или
имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода. Заболеваемость
более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.
Типичные ошибки родителей
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.
В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.
В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни.
Стоит
избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в
его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не
понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне
чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую
тревогу. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой
родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и
уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется,
наоборот, как можно дольше времени проводить с ребенком в этот период
его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все
так же рядом. Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать
стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак
того, что он освоился.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДНЕЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА,
КОГДА ВЫ УЖЕ ОСТАВЛЯЕТЕ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ
· Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, что Вам пора идти поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь
· Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: "Вижу, у вас сегодня ожидается весёлый день" (далее можно намекнуть воспитателю на то, что ребёнок сейчас займётся его любимым рисованием, или лепкой, или игрой...)
· Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом
· Попрощавшись, – уходите, не оборачиваясь
· Будьте терпеливы. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь и поддержка.ВОЗМОЖНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
1. Любимая игрушка. Обычно такой ребёнок будет брать с собой игрушку в сад, может быть и не одну. Возможно, будет приносить и уносить её каждый день, менять игрушки. В данной ситуации игрушка для ребёнка является в своём роде частичкой его домашнего мира – с ней не так страшно идти в сад, мне будет, во что там играть ?, - думает ребенок.
2.
Истерика с утра. Она может начаться у ребёнка по дороге в детский сад,
неожиданно перед входом в сад или как только вы зашли в раздевальную
комнату. Здесь важно, чтобы родители как можно быстрее помогли
переодеться ребёнку и передали его воспитателю. Не уговаривайте и не
сюсюкайтесь с ним – это лишь усугубит ситуацию новым наплывом слёз и
капризов.
3.
Эмоциональные родители. Случается, что сами родители, видя своего кроху
таким несчастным, начинают плакать. Постарайтесь держать свои эмоции в
руках. Многие дети, зайдя в группу, быстро успокаиваются и отвлекаются
за игрой. А вы, уважаемые родители, всегда можете позвонить своему
воспитателю и узнать, как обстоят дела. Вам никто никогда
не откажет в такой просьбе.
4.
Единоличники. Как правило, такие дети вначале единоличны и требуют
особенного внимания со стороны воспитателя: нужно ответить на вопросы,
поиграть с ним в его игрушку. Педагогу должно быть интересно всё, чем
интересуется малыш. Ребёнок начинает видеть в своём воспитателе своего
союзника, привыкать к нему. Это очень хорошо! Может быть,
завтра или
послезавтра ему не так страшно будет идти в детский сад. Воспитатель
привлечёт к игре уже 1–2 других детей, и круг общения ребёнка начнёт
потихоньку расширяться.
5. Просто пережить. Знайте, что такое поведение вашего ребёнка – ?непринятие детского сада? – это не каприз. Здесь, в саду, его никто не обижает и не ругает. Просто он не может сегодня, сейчас, вести себя иначе. Это период, который нужно пережить и вылечиться, как после любой детской болезни.
6.
Воспитатели не волшебники. Некоторые родители считают, что мы,
воспитатели как волшебники. Всё это должно прекратиться хотя бы через
недели две. Нет и ещё раз нет! Этот процесс трудоёмкий, по времени
индивидуальный для каждого воспитанника. Тяжело
адаптируемый ребёнок
пройдёт через несколько этапов своего становления в группе, прежде чем
мы увидим, что вот он уже улыбается, смеётся и не хочет уходить из
детского сада.
КАК ОБЛЕГЧИТЬ АДАПТАЦИЮ?
Чтобы облегчить адаптацию ребенка, вы должны позаботиться о своем малыше и принять целый комплекс мер:
· узнайте режим садика и соблюдайте его хотя бы несколько месяцев у себя дома. Это позволит малышу адаптироваться к новым правилам и легче перенести изменения;
· ребенок должен хорошо высыпаться ночью. В противном случае возможно сильное ослабление памяти, раздражительность, плаксивость и снижение иммунитета. Идеальное время для сна — 9–10 часов;
· будите ребенка в одно и то же время. Начинайте будить его на 10–15 минут раньше запланированного времени подъема. В этом случае он сможет немного понежиться в кроватке;
· в садик необходимо надевать только ту одежду, которая будет максимально удобна для ребенка. Воспитатель не должен переживать, что испачкает новый и дорогой костюм ребенка;
· внушайте ребенку, что он уже большой и доказывайте это делом. Можете посадить за общий стол, позволить сделать что-то важное;
· во время адаптации все нововведения (занятия в кружках, ремонты и прочее) лучше отложить. Малышу достаточно новых впечатлений.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АДАПТАЦИЯ ЗАТЯНУЛАСЬ?
Можно выделить несколько основных факторов, которые свидетельствуют о необходимости «бить тревогу»:
· попытки воспитателей успокоить или что-то объяснить ребенку проваливаются раз за разом;
· вас тревожит одна только мысль о предстоящем посещении садика ребенком;
· малыш часто болеет;
· прошло уже несколько месяцев, но никак не получается искоренить страх ребенка перед детским садиком.
В таких ситуациях лучше не пускать ситуацию на самотек и обратиться
к
квалифицированному детскому психологу. Часто хватает нескольких
сеансов, чтобы выявить причины страха у малыша и своевременно их
устранить.
Подготовка ребенка к детскому саду.
Профилактика кишечных заболеваний
Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и
определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития
общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными
обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребёнка – это
также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько
родители готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать
трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться
приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги
на пути своего развития, развития своей личности. Родительская
поддержка, принятие тревог и забот ребёнка, уверенность в том, что он
справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои
силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.
Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям
детского сада.